Новости  
История
Документы
План мероприятий
Статистика
Конкурсы
Заочная школа
Малая академия наук
Страничка психолога
Фотогалерея
Контакты

 

 

 

 

Ждем ваших пожеланий и сообщений

 E-mail

 

Гостевая книга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект


Согласно приказу управления образования и науки Тамбовской области от 05.11.2009 № 2994 «О реализации регионального проекта «Космические образовательные технологии» с целью повышения качества образования, усиления мотивации осознанного выбора обучающимися будущих профессий, связанных с наукоемкими технологиями, повышения наглядности образовательного процесса, развития творческих способностей обучающихся в 2010 году ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» был обеспечен программно-техническим комплексом приема и обработки космических изображений земли «Космос – М2» и включен в список образовательных учреждений на базе, которых предполагается проводить апробацию данного оборудования.

С целью обеспечения реализации регионального проекта «Космические образовательные технологии» в ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» в течение 2009-2010 учебного года администрацией учреждения была сформирована необходимая нормативно-правовая база, в частности изданы локальные нормативно-правовые акты о назначении лиц ответственных за реализацию проекта в учреждении, утвержден план мероприятий по обеспечению реализации проекта, подготовлены приказы о мероприятиях, проводимых внутри учреждения.

Первоочередной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом Центра, в связи с реализацией проекта являлось изучение принципов работы программно-технического комплекса приема и обработки космических изображений земли «Космос – М2», его монтаж и установка программно-технического обеспечения. Для решения данных задач сотрудниками Центра ответственными за содержание и бесперебойную работу комплекса «Космос – М2» был осуществлен подбор и анализ методических рекомендаций и пособий по использованию данного оборудования, а также установлено взаимодействие с Центром технической поддержки проекта реализации космических образовательных технологий в г. Обнинск, что позволило обновить расписание космических орбитальных элементов и получить лицензионный ключ программы, после чего в феврале 2010 был успешно осуществлен ее запуск и получены первые космические снимки поверхности Земли в реальном времени.

Впоследствии для сотрудников учреждения был проведен цикл семинаров и методических совещаний, на которых детально рассматривались цели и задачи проекта, принципы работы комплекса «Космос – М2», а также было осуществлено формирование команд из педагогических работников структурных подразделений Центра и выбор ими направления работы по внедрению в образовательный процесс космических образовательных технологий и тематики программ и проектов для реализации в объединениях Центра.

В результате проведенной работы был сформирован план-график мероприятий по обеспечению реализации регионального проекта «Космические образовательные технологии» в ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма», утвержденный приказом директора учреждения. Данный план в полной мере согласован с планом мероприятий утвержденным приказом управления образования и науки Тамбовской области от 26.02.2010 г. № 575 и включает три основных этапа:

Организационный этап:

- разработка нормативно-правового обеспечения реализации проекта «Космические образовательные технологии;
- формирование команд из педагогических работников для апробации информационных спутниковых технологий в учебном процессе;
- установка в учреждении технологического комплекса, реализующего информационные спутниковые технологии, осуществление проверки работоспособности этого комплекса и технической готовности к проведению апробации.

Внедренческий этап:

- разработка программно-методического обеспечения для реализации проекта «Космические образовательные технологии» в учебных объединениях Центра;
- проведение занятий в объединениях, разработка исследовательских работ, с использованием космических технологий;
- формирование банка космических снимков, их классификация и использование в учебном процессе;
- проведение мониторинговых исследований с целью выявления влияния космических технологий на качество образования.

Аналитический этап:

- обобщение педагогического опыта по успешному внедрению космических технологий в образовательный процесс;
- создание банка учебных материалов, методической копилки по использованию космических технологий;
- проведение конференций, круглых столов, семинаров по обмену опытом в использовании космических технологий.

 

 

Поскольку ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма» является координатором эколого-биологического, туристско-краеведческого и спортивно-технического направлений дополнительного образования в области, усилия сотрудников Центра были сосредоточены на разработке программно-методического обеспечения по внедрению космических образовательных технологий именно по данным направлениям деятельности.
В результате проведенной работы была создана экспериментальная дополнительная образовательная программа «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта», программа элективного курса «Геоэкология», элементы использования космических образовательных технологий были включены в образовательные программы туристско-краеведческого, эколого-биологического, спортивно-технического направлений.

Внедрение космических образовательных технологий в объединениях дополнительного образования показало, что работа с комплексом «Космос – М2» вызывает большой интерес у обучающихся, поскольку позволяет видеть весь процесс получения космического снимка на экране компьютера в режиме реального времени. Они могут сами принять и сохранить изображение, распечатать его, найти различные географические объекты, увидеть процессы, происходящие в атмосфере и на поверхности Земли. Это, несомненно, повышает интерес обучающихся объединений дополнительного образования и к космическим снимкам и к их практическому использованию. Для УДОД это имеет особенно важное значение, поскольку такая деятельность носит и профориентационный характер, и может познакомить обучающихся с рядом профессий, которые непосредственно связаны с использованием современных наукоемких технологий.

Одним из наиболее перспективных направлений реализации проекта космических образовательных технологий стала туристско-краеведческая деятельность, в которой органично сочетаются изучение основ географии, биологии, экологии, работа с картой и непосредственное изучение природы родного края во время походов и экспедиций.

Туристско-краеведческая деятельность в учреждении реализуется по программам дополнительного образования, в содержании которых предусмотрен материал по обучению навыкам ориентирования, изучению способов изображения поверхности Земли на картах и планах. Использование космических снимков при изучении тем данных разделов туристско-краеведческой подготовки является наиболее актуальным.

Кроме того, использование космических снимков земной поверхности, полученных с помощью комплекса приема и обработки космических изображений Земли «Космос-М2» в разработанных образовательных программах предусмотрено при изучении особенностей рельефа местности; обучения метеорологическим наблюдениям (например, определения основных климатообразующих факторов). С помощью космических снимков формируется представление о природной зональности местности, особенностях гидрографической сети и др.

Не менее широкое применение нашли космические образовательные технологии и в программах эколого-биологического направления, разработанных педагогами нашего учреждения.

Занятие с использованием космических образовательных технологий

 

 

Тема занятия: Центры происхождения цветочно-декоративных растений

Объединение: «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта»

Педагог: Кудряшова Наталия Ивановна

Обучающиеся младшего школьного возраста (группа первого года обучения)
 

Использование космических снимков в большей степени предусмотрено на занятиях, посвящённых охране природы и рациональному природопользованию. При проведении занятий данной тематики обучающиеся знакомятся с элементарными навыками визуального дешифрирования космических снимков.

Незаменимы космоснимки также при изучении антропогенной деятельности. Именно на снимках можно наглядно продемонстрировать особенности агроладшафтов, некоторые экологические проблемы, (как, например экологическую катастрофу Аральского моря, изменение температуры в районе больших городских агломераций), к которым приводят различные неблагоприятные факторы как естественного, так и антропогенного характера.

На старшей ступени обучения в образовательных программах ряда объединений эколого-биологической направленности предусматривается использование понятия вегетационного индекса. Программа APT Viewer предоставляет возможность рассчитать данный индекс, что могло бы на практике показать учащимся, как применяются знания физиологии растений, узнать об отражающих особенностях растений, связанных с физическими свойствами растительных пигментов, и о том, какую роль это играет при получении изображений земной поверхности из космоса. Однако, с сожалением приходится констатировать, что расчет данного индекса не представляется возможным, поскольку данный пункт меню на полученных нами снимках остается неактивным.

Кроме этого, в ходе апробации комплекса приема и обработки космических изображений Земли «Космос-М2» были выявлены и другие проблемы в использовании данного оборудования. Так, анализ имеющегося программно-методического обеспечения по туристско-краеведческому и эколого-биологическому направлениям показал, что для изучения целого ряда тем необходимо использование космических снимков земной поверхности достаточно высокого пространственного разрешения, на которых были бы четко видны отдельные ПТК.

В тоже время полученных подобных снимков с помощью установки «Космос-М2» является невозможным, что существенно снижает эффективность применения данного оборудования для проведения занятий по краеведению и экологии обуславливает необходимость проведения поиска более качественных и подробных снимков земной поверхности.
 

Занятие с использованием космических образовательных технологий

 

 

Тема занятия: Основы ориентирования на местности

Объединение: Спортивная радиопеленгация

Педагоги: Бесперстова Светлана Валерьевна, Кузнецов Анатолий Петрович, мастер спорта по спортивной радиопеленгации

Обучающиеся среднего школьного возраста (разновозрастная группа первого года обучения)
 

 

Одним из возможных путей решения вышеперечисленных проблем является использование комплекса приема и обработки космических изображений Земли «Космос-М2» в сочетании с другими доступными сервисами получения изображений земной поверхности, а также использование созданной базы космических снимков на сайте spacetech.g-service.ru.

Использование космических снимков разного разрешения, полученных с помощью различных технологий, в сочетании с самостоятельным получением и обработкой космических снимков средствами комплекса «Космос –М2», делает возможным проведение интегрированных занятий и исследований.
Спектр предметов в этом случае весьма обширен. Все предметы можно объединить в один курс, если поставить во главу задачу выполнить социально значимый проект - сделать путеводитель по особо охраняемым природным территориям региона или создать тематический туристический маршрут, провести мониторинг сельхозугодий региона.

В силу вышеизложенного весьма перспективным направлением использования космических образовательных технологий для нашего учреждения может стать разработка интегрированного курса, посвящённого дистанционному зондированию Земли и применению космических технологий в биологии, экологии, туристско-краеведческой работе и смежных с ними областями исследованиях. Такой интегрированный курс сможет способствовать формированию современных универсальных учебных действий связанных с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках нескольких областей знаний, но и с обязательным применением данных знаний на практике.

При реализации данного курса целесообразно уделить достаточно большое внимание процессу получения и обработки космических снимков в целом, познакомить обучающихся с физическими основами космической съёмки. Занятия с применением космических технологий предусматривают индивидуализацию обучения и дают первичные навыки в освоении профессии оператора тематической обработки информации. Использование космических снимков на занятиях позволяет самим учащимся наблюдать за динамикой природных процессов, происходящих в географической оболочке, вести мониторинг наблюдений, выстраивать гипотезы, приобщаться к современным методам исследования, выявлять закономерности, фиксировать и искать объяснение аномальным явлениям.

Таким образом, творческий подход, должное информационное и техническое сопровождение в ходе реализации проекта внедрения космических образовательных технологий в конечном итоге смогут обеспечить получение обучающимися новых знаний, расширят их представления о мире, познакомят с новыми профессиями и специальностями.

 

Локальные нормативно-правовые акты


 

Приказ о назначении ответственных лиц за реализацию регионального проекта «Космические образовательные технологии» в 2009-2010 учебном году

Скачать>>>

План мероприятий по реализации проекта «Реализация космических образовательных технологий в 2009-2010 учебном году» в ТОГОУ ДОД «Центр творческого развития, экологии и туризма»

Скачать>>>
 

Приказ о проведении мероприятий "Недели космических образовательных технологий в ТОГОУ ДОД "Центр творческого развития, экологии и туризма"

Скачать>>>

 

 

Методическая продукция


Проект "Возможности применения космических образовательных технологий для изучения и мониторинга особо охраняемых природных территорий"

  • План проведения проекта
  • Визитная карточка проекта
  • Методические рекомендации
  • Публикация учителя
  • Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
  • Ученическая исследовательская работа "Гидрологические исследования р. Ворона
  • Ученическая исследовательская работа "Перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий Тамбовской области"
  • Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
  • Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
     

Программа дополнительного образования «Декоративное цветоводство и дизайн садово-паркового ландшафта»

Скачать>>>

Методическая разработка занятия "Основы ориентирования на местности"

Скачать>>>

Методическая разработка занятия "Центры происхождения цветочно-декоративных растений"

Скачать>>>

 

Продукты исследовательской деятельности обучающихся


Исследовательский проект, подготовленный с использованием комплекс приема и обработки космических изображений Земли «Космос-М2»

Скачать>>>

     

// Последнее обновление: 22.11.2010

© ТОГОУ ДОД "ЦТРЭиТ", 2008 

Дизайн: Дутов Олег

Техническая поддержка: Сысоева Елена

Сайт создан в системе uCoz